Версия для слабовидящих

Рекомендации специалистов PDF Печать E-mail
20.08.2012 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1 – 2  раза в день по 10 – 15 минут.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

 

Учитель-логопед А.Н. Мухибова

 

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду

 

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для детей, так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление в дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся детей. В этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного анна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости у детей. Таким образом, все дети в период адаптации испытывает тревожность, связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада. Вот несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с другом и сплочение группы.

Приветствие.
Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй, привет), мимикой и пантомимой ( кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание ).

Знакомство.
Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку, здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами. ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это приветствие.

Комплименты.
Воспитатель объясняет, что комплименты - это приятные для каждого человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку, спрашивает: Какой (ая) Миша ( лена)?" Дети отвечают: добрый, ласковый, красивый.

Узнай по голосу.

Игра проводится, когда дети знают друг друга по именам. Ребенок выходи в центр и поворачивается к детям спиной: Те называют его по имени, а он должен узнать, кто его позвал.

Узнай по описанию.

Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы - дети догадываются, кто это.


" Ножки ".

Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого предмета. Затем воспитатель закрывает нарисованное листом бумаги, а другой ребенок дорисовывает нижнюю часть или "ножки". Получается смешной предмет или животное.

Преодолеть неуверенность, уменьшит эмоциональное торможение и скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации.

Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания.

Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления - это результат его избалованности, изнеженности.

Но обращения воспитателя резко отличаются от того, к которому он привык дома, более того советуют и родителям обращаться с ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период адаптации. Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе.

Группы адаптации I, II, III.

К I группе адаптации относятся дети бездеятельно негативно относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке, отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая "мама", "где моя мама". Уговоров воспитателя не слышат.

Ко II группе - для них свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать, отвечать на все вопросы, но детей первое время сторонятся.

К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение coдержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках 3-х этапов:

1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Поделив детей на группы адаптации, складывается индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком.

Методы и приемы педагогического воздействия
при удовлетворении потребности детей, относящихся к разным группам адаптации.


1 группа:

1. доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка.

2. показ окружающих предметов и действий с ними.

3. удовлетворить потребность в общении с близкими

4. в первые дни посещения детского сада сохранение домашних привычек.


2 группа:

1. показ, пример действия воспитателя.

2. совместные действия воспитателя с ребенком.

3. упражнения

4. вовлечение в игру.

5. индивидуальные игры- занятия.

3 группа:

1. игра-занятие

2. поручения

3. указания

4. напоминание

5. упражнение в самостоятельном действии.

6. вовлечение в игру.

Так дети, относящиеся к I группе адаптации, должны пройти все 3 этапа привыкания. Здесь-то и раскрывается работа воспитателя, его знания, грамотность, душевные качества как педагога.

Для этих детей необходимы ласка, бережное, внимательное отношение воспитателя. Воспитатель иногда не в силах уделить должного внимания из-за большого поступления вновь поступивших детей.

Для таких детей разрешить присутствие в течение 1-2-х недель временное пребывание в группе, на прогулке родителей, но не в роли наблюдателя, а помощника (учиться маме всем режимным моментам, правильному подходу к ребенку )

 

Педагог-психолог С.Н. Сторожева

Обновлено 17.02.2014 г.