Версия для слабовидящих

Современное управление ДОУ PDF Печать E-mail
14.06.2012 г.

Современные подходы к управлению

(скачать)

О.Л. Лопатина старший воспитатель МБДОУ д/с №10 «Земский»

«Современное управление ДОУ»

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии и самостановлении. В этой связи перед нами встала задача разработать целостную систему личностно-ориентированного подхода к содержанию образования.

По причине того, что в условиях модернизации образования произошли изменения в организации и характере деятельности методической службы ДОУ, в качестве основных мы избрали в работе нашего детского сада следующие направления:

  1. Ознакомление педагогического коллектива с новыми требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ, программами, технологиями и учебно-методическими пособиями.
  2. Взаимопонимание и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.
  3. Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.
  4. Анализ результативности работы ДОУ на основе диагностики и разработка рекомендаций по совершенствованию качества педагогического процесса.
  5. Оказание помощи педагогам в реализации программ и новых технологий.
  6. Диагностика профессиональных потребностей педагогов.
  7. Формирование готовности работников к профессиональному саморазвитию и самореализации.

Все вышеназванное потребовало от администрации ДОУ, системно-деятельностного подхода к процессу управления ДОУ, иначе – превращения руководителя в субъект деятельности с самостоятельными целями, задачами и обратными связями в сфере контроля, диагностики и анализа.

Целостность системы воспитания детей-дошкольников представляется нам в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний – это гибкое сочетание в образовательном процессе различных технологий, моделей и программ. Внешний аспект – способность педагогов быстро реагировать на меняющиеся социально-экономические условия, своевременно выполнять социальный заказ общества, что по сути своей означает включение детского сада в социально-экономическое и культурное окружение. На практике это выражается, в частности, тем, что в последние годы активизировалось участие детей в городских мероприятиях «Радуга талантов», спартакиадах, концертах и т. п.

Субъекты педагогической системы ДОУ – воспитатель, музыкальный руководитель, психолог, логопед, инструктор физкультуры и другие работники учреждения – взаимодействуют с детьми непосредственно и действуют согласованно по всем направлениям, а занятия с детьми органично вплетаются в целостный педагогический процесс. Например, логопед, определяя для себя содержание и формы работы, непременно должен действовать в согласии с воспитателем, старшим воспитателем, психологом, медиком.

С приходом в детские сады узких специалистов арсенал педагогических средств в ДОУ, безусловно, обогатился, однако воспитательный процесс при этом свою целостность нередко утрачивал: каждый специалист действовал как бы изолированно от других. В ДОУ были проведены педсоветы, включив в повестку дня обсуждение преемственности в работе с детьми и механизмов регулирования воспитательно-образовательного процесса. Были организованы также семинар по теме «Развивающая среда – модель интегративного компонента», педагогические тренинги, проведены совещания при заведующем. На одном из них обсуждалась проблема адаптации детей, заслушивались отчеты воспитателей, старшей медицинской сестры, музыкального руководителя. Примерно тогда же были разработаны рекомендации для родителей.

Чтобы нашим воспитанникам в детском саду было комфортно, мы разработали гибкий график, обеспечивающий включение в занятия с детьми нескольких педагогов, что позволило нам работать с каждым ребенком индивидуально. Все концентрируется не на личности педагога, а на степени его влиянии на развитие способностей ребенка.

Управление ДОУ – функция его руководителя. Задача старшего воспитателя – создать предпосылки для взаимодействия субъектов педагогического процесса и обеспечить работающим соответствующую эмоционально-психологическую атмосферу.

Такой порядок в нашем ДОУ сохраняется уже несколько лет подряд. Заведующий оставляет за собой право осуществлять функции главного координатора, решающего, что и кому доверить и как это реально сделать.

В детском саду есть, по крайней мере, две главные сферы жизнедеятельности – административно-хозяйственная и организационно-учебно-методическая. Объединяет их здесь, естественно, стремление к одной цели – обеспечить должное качество дошкольного образования.

Как известно, каждому работнику детского сада предписано исполнение конкретных функциональных обязанностей. Однако не все и не всегда вмещается в круг этих обязанностей, поэтому руководителю любого учреждения требуется постоянно корректировать и ход, и состояние текущих дел.

Так, готовясь к летне-оздоровительной кампании, намечается, что необходимо сделать в течение очередной недели. На совещании-пятиминутке вместе с заместителем заведующего по АХР, старшим воспитателем и старшей медсестрой распределяются обязанности: заведующий составляет общий план работы на лето, старший воспитатель намечает программу летнего отдыха детей, заместитель заведующего по АХР закупает строительный материал для ремонта участков, старшая медсестра подбирает материал по закаливанию детей. Иначе говоря, четкая конкретизация видов работы, ее исполнителей и времени выполнения – гарантия ее результативности.

Управление ДОУ потребовало включения в систему работы этого учреждения нетрадиционных подструктур – творческих групп, родительских советов, попечительских советов и тому подобных формирований.

В детском саду также существует своего рода неофициальная надстройка, представленная советами и службами, в которые входят отдельные группы специалистов. Кто, в свою очередь, входит в эти советы и службы? Прежде всего, это представители родительского актива, заместители заведующего ДОУ (старший воспитатель и заместитель заведующего по АХР), опытные педагоги, специалисты – логопеды, психолог, медицинские работники. Полномочия и деятельность неформальных структур, о которых ведется здесь речь, регулируются специальными положениями. Все это позволило нам действовать в более тесном контакте с родителями, обеспечить реальное право сотрудников ДОУ на профессиональную самостоятельность, повысить их компетентность и одновременно – ответственность.

Необходимость повышения мастерства и творческого потенциала сотрудников заставила нас обновить модель управленческого механизма в пользу совершенствования организационной, проектной, координационной и контрольной деятельности. Основными функциями в работе руководителей дошкольного учреждения стали постоянный анализ его деятельности, детальное планирование и организация повседневной работы детского сада.

Если говорить об анализе, то он является органической составной частью всей деятельности ДОУ и присутствует здесь на всех уровнях. Для полноты анализа в конце учебного года изучаем потребности и запросы педагогов, выявляем затруднения в работе, коль скоро такие затруднения возникают. Естественно, при этом перерабатывается немалый объем информации, но это идет только на пользу делу. Путем анкетирования выявляем мнения родителей о работе детского сада и реагируем на каждое справедливое замечание. Это, в своей черед, служит стимулом совместных поисков технологий, подходов, создания условий для развития и саморазвития личности ребенка. На анализе информации о повседневной работе ДОУ строится вся наша методическая работа, производственные совещания и работа с родителями.

Планирование жизнедеятельности учреждения осуществляется также с учетом цели работы ДОУ, нашей специфики и потребностей воспитательно-образовательного процесса. Годовой план, являясь продуктом предшествующей деятельности учреждения, служит главной направляющей линией деятельности всего нашего коллектива.

Существенной и неотъемлемой частью управленческой деятельности, обеспечивающей должное качество образования и профессиональный рост работников ДОУ, является контроль. Самый активный участник процесса контроля – педагог: он проектирует процесс работы, он же первым получает ее результат. Технология контроля в сфере, где не существует сугубо вещественных эталонов и каких-либо единиц измерения, - категория, разумеется, весьма сложная. Однако те или иные критерии оценки труда существуют повсеместно, различие заключается лишь в форме оценки.

Личностно-ориентированный подход к ребенку закономерно порождает у педагога потребность к постоянному саморазвитию и профессиональному совершенствованию. К тому же в условиях стремительного развития современных средств массовой информации, благодаря чему быстро возрастает информированность воспитанников, педагог должен уверенно ориентироваться в самых различных областях знания. Тоже обязывающее обстоятельство. Важное место в профессиональном росте наших педагогов занимает освоение обновленного содержания образования и воспитания в детском саду, новых программ и технологий – в частности. Многие воспитатели уже не хотят работать по-старому, живо интересуются новинками педагогики и психологии, они постоянные участники различных тематических семинаров, конференций, что, разумеется, дает желаемые результаты. Тем более, что самообразование работников нашего ДОУ – это система.

Как известно, объективными показателями успешности любого коллектива являются его стабильность, благоприятный психологический микроклимат в нем и не в последнюю очередь – уровень профессионализма членов этого коллектива.

Если же говорить об отношениях в коллективе, то они определяются известной установкой – «Лучший метод воспитания детей – живой пример взрослых», а о степени профессионализма педагогов «рассказывают» своим поведением те, кого они воспитывают. Ребенок для нас – главная ценность.

 

Мастер-класс

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами очень много приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов, причем выстраивать взаимоотношения не только индивидуальные, но и групповые. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.

Американцы провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой. В наши дни почти во всех областях бизнеса существует спрос на людей, способных непринужденно общаться и убедительно говорить. Отсутствие таких навыков может повредить человеку и в личном плане, и в карьере.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как перестать бояться большой аудитории, презентаций, экзаменов и публичных выступлений.

Двумя важнейшими сдерживающими факторами, мешающими говорить без страха, являются нервозность и скованность. Это не одно и то же. Почти каждый человек испытывает определенную нервозность, когда ему предстоит выступить перед публикой. Обычно эти ощущения не причиняют нам серьезных проблем и быстро улетучиваются. Некоторые же люди испытывают такое сильное беспокойство от одной мысли о публичном выступлении, что готовы пойти на все, лишь бы не оказаться в такой ситуации. Перед началом выступления они чувствуют себя физически парализованными, застывшими, скованными.

Для снятия напряжения или возбуждения я рекомендую проводить игру «Стойкий солдатик». Встаньте на одну ногу, другую подогните в колене, руки опустите по швам, выпрямите спину, приподнимите голову. Скажите себе: «Я - стойкий солдатик. Я честно несу свою службу. Я справлюсь со своей задачей. Я могу выполнить любое дело». А теперь поменяйте ногу и еще раз повторите эти слова.

Чтобы говорить без страха, необходимо сделать два шага:

  1. Понять причину страха, проблему (страх критики, страх забывчивости, страх неудачи, страх негативного прошлого опыта и т.д.) и полностью ее искоренить.
  2. Овладеть основными приемами, методикой публичного выступления.

Помните, любое публичное выступление начинается с установления контакта между лектором и аудиторией. Контакт зависит от того, что мы говорим и как мы себя держим.

Ваше выступление должно состоять из трех частей:

  1. Захватывающее начало (привлечение внимания слушателей),
  2. Увлекательная середина (сочетание информации и примеров из жизни, позволяющих лучше запомнить эту информацию),
  3. Сильное завершение, которое побуждает слушателей к конкретной реакции или действию.

Я предлагаю отработать этот навык в ходе выполнения упражнения «Торжественная речь». Вам предстоит сочинить и произнести краткую торжественную речь в честь какого-нибудь праздника. (После прослушивания речей обсуждается, как чувствовал себя человек при выступлении на публике, что было самым сложным, что помогало и что мешало ему произносить речь, что можно сделать, чтобы речь стала еще лучше).

Лектору необходимо знать причины ослабления внимания слушателей. Такие причины бывают объективными и субъективными.

Объективные причины зависят от природы внимания и восприятия:

Место и условия встречи (духота, холод, шум),

Естественное утомление внимания (кризисы внимания: первый наступает через 15-20 минут, второй на 30-35 минуте).

Субъективные причины – это качество самого выступления, когда оно воспринимается как

  • неинтересное,
  • непонятное,
  • перегруженное информацией,
  • тема не соответствует интересам аудитории,
  • невыразительность формы изложения.

Приемы, способствующие удержанию внимания:

  • Неофициальность,
  • Юмор,
  • Драматизация,
  • Динамичность (интенсивный темп изложения, насыщенность материала, подвижная мимика, «живой» голос, жестикуляция),
  • Наглядность,
  • Прямое обращение к аудитории, диалог с ней,
  • Использование неожиданной информации.

А сейчас мы познакомимся с пятью физическими навыками, которые позволят вам добиться успеха в ходе публичных выступлений. Вот эти навыки:

  1. Равновесие – умение принять удобную естественную позу. Правильная поза фиксирует взгляд слушателей на вашей верхней половине – выше талии. Если люди будут смотреть на ваши вывернутые ступни или скрещенные ноги, то вы не сможете установить с ними зрительный контакт.
  2. Контроль за дыханием – дышите глубоко, чтобы держать под контролем свое беспокойство, и в то же время не слишком быстро, поскольку это может привести к нервозной гипервентиляции. Как определить, правильно вы дышите или нет? Вот простой тест: положите руки себе на талию и сделайте вдох и выдох. Если вы заметили, что при дыхании ваша грудь поднимается и опускается, значит, вы дышите неправильно. Вместо этого вы должны чувствовать, как расширяется и сжимается нижняя часть вашего живота. Очень правильно дышать диафрагмой, а не грудью, поскольку за счет этого увеличивается количество воздуха, которое вы способны набрать и освободить, а следовательно, увеличить количество слов, которые сможете произнести на одном выдохе.
  3. Зрительный контакт – для начала выберите одного человека из моря лиц, посмотрите на него, высказывая свою мысль. Закончив высказывание, переведите взгляд на другого слушателя, чтобы изложить ему очередной пункт, затем переключитесь на следующего. При этом без всякой последовательности до конца выступления старайтесь охватить взглядом как можно больше людей. Великие ораторы создают у вас впечатление, будто бы они обращаются только к вам. И они добиваются этого эффекта за счет зрительного контакта.
  4. Положение рук и жесты. На самом деле можете делать со своими руками все, что угодно – засовывать их в карманы, класть на трибуну, размахивать в воздухе, но только не все время. Движения рук и жесты должны помогать слушателю лучше понять смысл сказанного. Главное здесь – умеренность. Держите руки у талии, старайтесь, чтобы ваши жесты были ясными и определенными, разнообразьте движения, показывайте, когда говорите.
  5. Сила голоса. Главное в публичных выступлениях – это громкость, чтобы вас могли расслышать все без исключения. Самый простой способ этого добиться – выбрать среди слушателей человека, который находиться дальше всех от вас, и начать с ним разговаривать.
    Подстройте свою громкость так, чтобы этот человек мог вас слышать.

В ходе выступления желательно пользоваться чармом. Чарм – мягкий, успокаивающий, расслабляющий, доверительный тон, который не включает психологическую защиту. Охват аудитории – до 100% слушателей. Однако в некоторых ситуациях мы используем императив. Императив – жесткий, властный, подавляющий тон, действует на взаимоотношения разрушающе. В работе с аудиторией охват до 50% слушателей.

Я предлагаю вам небольшое упражнение «Звучание моего голоса».
Разбейтесь на пары. Определите первые и вторые номера. Упражнение начинают первые номера. Они должны говорить мягким, нежным и приятным голосом. При этом они должны произносить соответствующие дружеские слова. Например: «Ты мне симпатичен…Доброе утро…Я рад, что ты сегодня пришел… Как ты себя чувствуешь?.. У тебя такая симпатичная блузка…» И так далее. Произнося все эти фразы, постарайтесь прислушаться к тому, как вы говорите, и почувствовать, что при этом происходит с вашим голосом. Постарайтесь обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. А вторые номера в это время должны внимательно слушать и молчать. И только потом второй номер должен рассказать первому, как звучал его голос в тех или иных словах. (1 минута).

Первый номер продолжает говорить. В этот раз вы должны говорить жестким, грубым, напряженным голосом. При этом говорите, пожалуйста, грубые, жесткие и даже обидные слова. Например: «Исчезни! Кто тебе сказал, что ты можешь сюда приходить? Чего тебе здесь надо? Уходи!» И снова постарайтесь почувствовать, что делает горло, произнося эти грубые и неприятные слова. Постарайтесь обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. И по-прежнему второй номер должен внимательно слушать и пока молчать (1 минута).

А теперь второй номер пусть расскажет первому, как звучал его голос при произнесении тех или иных слов. Как звучал его голос вначале? Как звучал его голос в конце? И как себя чувствовал второй номер в обоих случаях? (1-2 минуты).
Еще один небольшой совет – обязательно вслух репетируйте свое выступление. Это обеспечит вас дополнительной уверенностью, необходимой для общения с аудиторией, позволит вам быть естественным и получать удовольствие от публичного выступления.

Публичные выступления вы должны делать часто, чтобы со временем выступать все лучше и лучше. Чем меньше вы выступаете, тем хуже становится ваш навык. В ситуациях публичного выступления вам нужно быть самим собой, но при этом излучать больше энергии, чем при общении в кругу друзей. Знайте, независимо от того, как сильно вы боитесь выступать перед аудиторией, вы можете победить свой страх, почувствовать себя непринужденно и говорить спокойно, уверенно, убедительно в любых обстоятельствах. Поэтому, как говорят в театре: «Ни пуха, ни пера! Ваш выход!»

 

Заведующая

МБДОУ Д/с № 10 «Земский»

Л.В. Галкина

 

Календарное планирование воспитательно- образовательной работы

 

Календарный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения всегда выполняется по четко определенному, заранее подготовленному  плану. Основным является годовой  план работы детского сада, составляемый старшим воспитателем. В нем указывается ведущие направления деятельности дошкольного учреждения сообразно общим задачам воспитания и образования детей.

От воспитателей групп обычно требуется составление календарного плана воспитательно-образовательной работы, который вызывает больше всего затруднений, особенно у молодых специалистов.

В первую очередь педагоги должны понимать, что такое календарный план и в каких целях он составляется.

В плане отражаются конкретные задачи  воспитательно- образовательной работы, основные виды работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени. В нем предусматриваются характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем. с их самостоятельной деятельностью, деятельностью коллективной, совместной индивидуальной и т.д.

Основная цель планирования – обеспечение выполнение Программы воспитания и обучения в детском саду.  Календарный план работы в группах детей дошкольного возраста составляется на 5 – 10 дней (в зависимости от решения педагогического совета).

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования.

Во-первых. В плане должно быть отражено единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно - образовательного процесса. Данное педагогическое требование основано на идее целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития дошкольников, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени. Они должны быть направлены на реализацию общей цели воспитания – разностороннее развитие личности. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе, в соответствии с ФГТ.

Во-вторых, в плане должно быть предусмотрено сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. То есть воспитательная работа будет эффективной в том случае, если в план будет включено использование метода приучения, упражнений, рассказов, бесед и т.д. в сочетании с активным привлечением дошкольников к трудовой, художественно-этической деятельности.

Еще одно требование – соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Предполагается, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы обучения, воспитания и развития детей и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того при планировании деятельности дошкольников он должен учитывать уровень развития каждого ребенка, предусматривать конкретную работу с тем или иным воспитанником. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие дошкольника. Эту особенность воспитателю следует принимать во внимание, планируя коллективную, групповую и индивидуальную деятельность детей.

Работая над планом, нужно так же учитывать реальность его выполнения, систематичность и последовательность. Педагогу необходимо продумывать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу  с природным материалом и т.д. Везде нужна помощь взрослых. Поэтому педагог планирует количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь воспитанникам. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью  ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогают ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.

Наконец, одним из важнейших условий составления плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических требований, существуют определенные требования к оформлению плана.

Он должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком. Формы работы по решению годовых задач могут выделяться каким - либо значком (например, национальное воспитание – тюбетейка, экология – елочка, ПДД – светофор, патриотическое воспитание – флажок).

На первой странице размещаются: заглавие, номер группы, фамилии имена и отчества обоих воспитателей, а так же даты начала и окончания выполнения плана.

На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.

Третью страницу занимает сетка занятий (с указанием времени проведения).

На четвертой странице располагается список детей данной группы с указанием даты их рождения (под списком указывается, сколько мальчиков и девочек в группе).

На последней странице перечисляется использованная литература.

Ко всем составляемым планам прилагается тетрадь, в которой старший воспитатель делает отметки об их проверке, а так же составляет свои рекомендации.

План каждого календарного дня

  • утренний отрезок времени
  • занятие
  • прогулка
  • вечерний отрезок времени
  • комплекс утренней гимнастики

Планирование утреннего отрезка времени.

Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.

В этот период целесообразно планировать следующие виды деятельности:

  • наблюдение или рассматривание предметов, картинок, альбомов (рекомендуется проводить с одним ребенком, подгруппой детей, со всеми детьми наблюдения за явлениями природы и социальной деятельности, трудом взрослых и т.д.);
  • беседа (об окружающем мире, о том что видел ребенок по дороге в детский сад, о любимых игрушках, телепередачах, семье, Родине и т.д.);
  • игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, строительные, малой подвижности и т.д.);
  • труд (хозяйственно-бытовой, поручения в столовой, в уголке природы и т.д.);
  • индивидуальная работа (воспитание культурно-гигиенических навыков; звуковая культура речи; закрепление имеющихся знаний, умений, навыков;  работа с часто болеющими и одаренными детьми; коррекция поведения агрессивных, застенчивых, жадных детей и т.д.);
  • самостоятельная деятельность детей (внесение игрушек, строительного, трудового инвентаря);
  • работа с родителями (беседы о ребенке, его самочувствии, о делах группы, деятельности детского сада).

В плане указывается:

  • название вида деятельности;
  • форма организации (с кем проводится: со всей группой или индивидуально, при этом указываются имена детей);
  • цель работы;
  • оборудование;
  • вопросы к беседе.

Планирование занятий в группе.

Ведущая форма обучения дошкольников – занятия. В плане должна быть учтена его сложность. Поэтому занятия, требующие высокой умственной активности детей, не рекомендуется проводить в понедельники пятницу. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности дошкольников отмечается во вторник, среду, четверг. Именно в эти дни целесообразнее планировать и проводить занятия по развитию речи, математике, обучению грамоте и сочетать их с занятиями двигательного характера (музыкальными, физкультурными).

В плане указываются следующие сведения:

  • тема занятия;
  • программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи, словарная работа);
  • методические приемы;
  • индивидуальная работа;
  • материал и оборудование;
  • вопросы к детям;
  • краткий ход занятия с последовательным указанием частей занятия.

Занятия со специалистами помимо этой общей информации требуют некоторых дополнений. Так,  в плане должны быть указаны основные виды движений на физкультурном занятии и репертуар музыкального занятия. А занятия по родному ( в нашем случае  - татарскому языку) словарь.

Планирование прогулки.

В календарном плане обязательно фиксируется и подробно освещается проведение прогулки. Указываются ее цели, которые могут быть следующими:

  • активизация двигательной деятельности детей;
  • осуществление закаливания организма;
  • физическое развитие каждого ребенка;
  • расширение представлений о явлениях и предметах окружающей среды.
  • формирование у детей трудовых навыков;
  • нравственное воспитание;
  • повышение эмоционального настроя.

Для того чтобы правильно распланировать прогулку, нужно помнить, что она может состоять из нескольких частей.

На улице можно наблюдать живые и неживые объекты:  птиц, насекомых, животных, солнце, снег, воду, песок, глины и т.д. Следить за явлениями окружающей деятельности, а так же указывается, с кем эти мероприятия проводятся.

Прогулка может включать в себя трудовую деятельность.

Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры. Их выбор зависит от времени года, погоды, предшествующего проводимого занятия, времени проведения прогулки (вечером или утром). Планируя подвижные игры, следует указывать их название и цель.

На воздухе может осуществляться индивидуальная работа с некоторыми детьми. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка и развитие  у него психических процессов. В плане нужно указывать вид деятельности, ее цель и конкретного воспитанника, с которым индивидуально работает воспитатель.

На прогулке необходимо планировать самостоятельную деятельность детей. Для ее организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.

В плане отображается название вида деятельности, ее цель и форма организации, используемое оборудование.

Наконец, можно планировать целевую прогулку (к общественным объектам), либо экскурсию (природоведческую: на луг, водоем, парк, сквер или к сельскохозяйственным объектам.  За пределы детского сада планируется экскурсии с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста.

Планирование вечернего отрезка времени.

Деятельность в вечернее время также необходимо подробно планировать. Указываются цели проводимых мероприятий:

  • Закрепление программного материала, запланированного в течение дня;
  • воспитание морально – волевых качеств через игровую деятельность;
  • формирование дружеских взаимоотношений между детьми;
  • создание благоприятного климата в группе, условий для активного отдыха;
  • организация подготовки детей к предстоящим занятиям.

Также обязательны указание вида деятельности, формы ее организации и персональное перечисление тех, с кем она проводиться. Используются следующие формы работы с детьми:

  • фронтальные (коллективный труд, развлечения, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации);
  • с подгруппой (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность);
  • индивидуальные (заучивание стихотворений, песен, трудовые поручения).

Виды деятельности могут быть такими: игры, трудовая деятельность, развлечения, прогулка, предварительная  работа перед занятием, работа с родителями, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми.

Таковы общие рекомендации по составлению календарного плана воспитательно-образовательной работы.

 

 

Старший воспитатель

О.Л. Лопатина

Обновлено 20.08.2012 г.