Версия для слабовидящих

Методическая копилка PDF Печать E-mail
14.06.2012 г.

«В ГОСТИ К ЗАЙЧОНКУ» Игровая непосредственная образовательная деятельность для детей младшего возраста (смотреть/скачать)

СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» ОТМЕЧАЕТ ВСЯ СТРАНА (смотреть/скачать)

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность (социальный мир, речевое развитие)«Костюм моей прабабушки» (смотреть/скачать)

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста: «Изучаем свой организм» (смотреть/скачать)

Авторская сказка «Зима» (смотреть/скачать)

Консультация для родителей "ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?" » (смотреть/скачать)

Авторская сказка «Дерево». Подготовил воспитатель: Едамова С.И.»(смотреть/скачать)

Непосредственно образовательная деятельность интегрированного вида в средней группе«Путешествие в прошлое» (смотреть/скачать)

Консультация для педагогов «Двигательная активность на прогулке» (смотреть/скачать)

Консультация для воспитателей. Тема: «Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы» (смотреть/скачать)

Консультация «Организация работы дежурных» воспитатель Прокопьева Т.И.

Консультация для воспитателей. Тема: «Знакомство детей с космосом» (смотреть/скачать)

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ д/с №10 «Земский» на 2013-2014 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА, РАБОТАЮЩЕГО НА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ОСНОВЕ.

Аннотация

Любовь и интерес к родному городу, родному краю, уважение к людям, живущим в этом городе, необходимо прививать с ранних лет. Работа в данном направлении предполагает использование различных форм: интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки, беседы, сопровождаемые мульти-медиа презентациями городских достопримечательностей и слайдами, где представлена природа родного края. В данной статье рассматриваются особенности работы с дошкольниками детского сада, который работает на краеведческой основе.


В настоящее время традиционно выделяют следующие задачи дошкольного образовательного учреждения:
- охрана жизни и укрепления здоровья дошкольников;
- обеспечение интеллектуального, личностного, и физического развития ребенка;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к общечеловеческим, национальным, культурно-историческим ценностям;
- взаимодействие с семьей и социумом для обеспечения полноценного развития ребенка.
Использование возможностей краеведения и музейной педагоги целесообразно рассматривать при решении задач приобщения детей к общечеловеческим, национальным культурно-историческим ценностям, а также в процессе социального развития личности, ее духовно-нравственном и эстетическом развитии.
Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада
Содержание работы по краеведенью состоит из нескольких направлений:
– история региона;
– культурное наследие;
- традиции и ремесла;
– архитектурно-скульптурный облик региона;
– производство;
- сезонные изменения в природе;
Процесс реализации возможностей краеведения происходит через интеграцию ее в образовательную практику ДОУ, через различные формы работы с дошкольниками
Такие формы работы с детьми как занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки, беседы, сопровождаемые мульти-медиа презентациями, способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию родного края. Безусловно, на этапе дошкольного детства систематической краеведческой подготовке ребенка, целесообразно использовать музейное образование.
Музей – форма представления мира в его историко-культурологическом материализованном виде.
В музейно – образовательной системе работы с дошкольниками присущи:
- системность и целостность осуществляемого музейного образования, которое носит пропедевтический характер для каждого года обучения;
- интегративность видов деятельности;
- интерактивность, как дидактический принцип конструирования краеведческо – образовательного процесса для детей дошкольного возраста;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- опора на наглядность, эмоционально – чувственное постижение предметного мира.
Музейно-образовательные занятия могут проводиться, как в пространстве детского сада (этнографические уголки), так и в пространстве государственных, муниципальных, школьных музеев. Содержание краеведческих знаний целесообразно строить концентрически: от простого к сложному.
При проведении занятий с детьми дошкольного возраста используются как традиционные формы культурно-образовательные формы: экскурсии, музейный праздник, тематические занятия, - так и занятия инновационного характера (экскурсия – игра, экскурсия –путешествие, музейный урок).
Использование возможностей музейной педагогики в образовательном процессе будет успешным на основе сотрудничества учащихся, педагогов и родителей, на основе социального партнерства в региональном культурно-образовательном пространстве – системе краеведческого и музейного образования, как части воспитательного пространства региона.
В целом проводимую работу можно представить так:
1. Подсистема «Детский сад – краеведческий музей» решает задачи пропедевтического характера в формировании ценностного отношения к культурному наследию в образовательном процессе регионального музея краеведения.
2. Подсистема «Музей - школа» формирует ценностное отношение обучающихся к культурному наследию, формируется в образовательном процессе на основе внутренней интеграции в рамках региональной модели непрерывного краеведческого и музейного образования.
3. Подсистема «Детский сад - музей – школа – учреждения дополнительно образования, средние и высшие учебные заведения – учреждения культуры» - усиливается внешняя интеграция учреждений образования и культуры.
4. Подсистема «Образование: детский сад – музей – школа – учреждения дополнительного образования, средние и высшие учебные заведения» - «Культура: библиотеки, дома творчества, Дома фольклора, Дворцы культуры, творческие союзы, СМИ, радиотелекоммуникации, компьютерные и интернет – технологии». Формирование ценностного отношения осуществляется в ценностном региональном культурно – образовательном пространстве.
Введение краеведения в образовательный процесс вариативно осуществляется воспитателем с учетом возрастных, психологических особенностей дошкольников, при овладении методикой использования краеведческого материала и наличии соответствующей предметно – развивающей среды.
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, в фундаменте исторической памяти.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую. Организовывая предметно-развивающее пространство, необходимо включить максимальное количество этноспецефических предметов (настольный и строительный материал для конструирования; пазлы этнокультурной тематики, наборы для ручного труда (кедровые шишки, мох, березовая кора, чага и др.), предметы народной культуры (блюда, кувшины, деревянные ложки, тканные скатерти, вышивные и вязанные салфетки), музыкальные инструменты (ложки, балалайки, гармонь, гусли, колокольчики) предоставляя детям свободное пространство для игр, носящих этнокультурный оттенок.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Воспитанники знакомятся на занятиях и в повседневной жизни с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в области, рассматривают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
Таким образом, использование возможностей краеведения и музейно педагогики способствует гуманизации педагогического процесса, успешной социализации личности, решению задач патриотического, нравственно-эстетического воспитания, развитию интеллектуально – творческих способностей, формированию музейной культуры.

 

Воспитатель
Гриднева И.Ю.



Можно ли в воспитании обойтись без жёстких требований, подавления и контроля?

Советы педагога-психолога родителям:

Не путайте «авторитет» и «авторитарность». Авторитарные родители строят отношения с ребёнком на насилии. Авторитет нужно зарабатывать.

Границы и правила в отношениях с ребёнком необходимы. Но не забывайте: законы в семье обязательны для всех. Только в этом случае ребёнок сочтёт их справедливыми.

Справедливые взаимоотношения в семье строятся на презумпции невиновности. Беспрестанная опека и контроль - приметы родителя-собственника. Они мешают детям проявить инициативу и сделать собственный выбор. Доверяйте им.

Не занижайте самооценку вашего ребёнка. Бесконечные опасения по его адресу могут оказаться «заразными»: ребёнок поверит вам и заранее настроится на провал.

Даже если ребёнок не прав, старайтесь мирно разрешать конфликты. Ни в коем случае не запугиваете, не наказывайте. Страх сделает его не «сильной» личностью, а жестокой. И эта жестокость обратится против вас же.

 

Педагог-психолог МБДОУ д/с №10 «Земский» Сторожева С.Н.

 

«Шпаргалка» для взрослых, или правила работы

с подвижными детьми:

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

 

Педагог-психолог МБДОУ д/с №10 «Земский» Сторожева С.Н.

Экспериментирование и исследования

(Консультация для воспитателей)

Воспитатель высшей квалификационной категории – Евтюшкина В. Г.

Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Современная познавательная деятельность способствует:

- актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести «интеллектуальный» вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

- Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку: - открывать свойства объектов,

- устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов,

- выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

Экспериментирование

Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается:

- наблюдательность,

- элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения,

- аргументировать выводы.

Исследования (исследовательская деятельность)

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

Наиболее разнообразным экспериментирование становится в старшем дошкольном возрасте. Поисковые действия ребенка ориентированы на получение определенного результата, позволяющего обнаружить скрытые

свойства предметов, установить влияние различных факторов на предмет или явление, которые подвергаются изучению.

В поисковой активности ребенка – дошкольника можно выделить три формы экспериментирования и исследования: практическое, умственное и социальное.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами.

Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме).

Особое место в работе педагогов с детьми занимает социальное экспериментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребенка с его социальным окружением:

- сверстниками, другими детьми (старшими или младшими),

- детьми противоположного пола,

- со взрослыми (педагогами и близкими).

Использование детского экспериментирования и исследования требует серьезного отношения к процессам их организации. При этом педагогам очень важно учитывать динамику развития данных форм работы с детьми, помнить о правилах безопасности, которые можно условно разделить на две группы:

- безопасность здоровья и жизни самого ребенка

- безопасностью окружения, которое исследует маленький экспериментатор.

 

Обновлено 18.04.2018 г.